Рош-Ашана — название Еврейского Нового года. Рош-Ашана в еврейском календаре всегда приходится на первые два дня осеннего месяца Тишрей и является одновременно и праздником, и днем Высшего Суда.
Так же, как голова управляет всеми остальными органами, так и духовное состояние еврея в Новолетие влияет на его поведение на протяжении всего года.
Новолетие – день суда, когда Творец судит всех людей в соответствии с их поступками. В этот день предопределяется, что произойдет в наступающем году – до следующего Новолетия. В это день Творец назначает, сколько денег заработает каждый человек, кто обеднеет, а кто разбогатеет, кому жить, а кому, не дай Б-г, умереть, и т.д.
— поскольку в этот праздник многократно трубят в шофар.
— поскольку в этот день Святой, благословен Он, вспоминает всех сотворенных.
Как уже было сказано, Рош-Ашана – день суда для всех сотворенных. На этом суде так же принимается решение относительно всех потребностей человека, как материальных, так и духовных. Человека судят за все его поступки, слова и помыслы: следует ли он путем Торы, заповедей и служения Вс-вышнему, или же, напротив, грешит и не исполняет свой еврейский долг в этом мире.
Однако основная идея праздника – коронация Святого, благословен Он, которого мы вновь провозглашаем Царем вселенной. Иными словами, раз в год Творец просит нас, чтобы мы провозгласили Его своим монархом, царствующим над нами.
Мотив «коронации» многократно появляется в молитвах Рош-Ашана: «царствуй над нами»; «И будешь царствовать только Ты»; «Г-сподь, Б-г Израиля, есть Царь, и Его царство над всеми властно», и т.д.
Поскольку слово «коронация» означает, что у людей появляется новый правитель, который прежде ими не правил, возникает вопрос – как можно говорить о коронации Творца? Ужели в мире есть место, где Он не правит ныне, присно и во веки веков?
В Талмуде сказано: «Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами». Иными словами, Б-гобоязненность – единственная сфера, где Творец ограничивает Себя, и не проявляет всей полноты Своей власти, чтобы тем самым дать человеку возможность свободного выбора.
В Рош-Ашана мы напоминаем себе, что провозгласили своим царем Творца миров, предоставив Ему полномочия в том числе и в той области, где Он сам решил не властвовать над нами. Мы провозглашаем, что искренне и чистосердечно намерены следовать Его святым путям во всех своих мыслях, словах и поступках, т.е. поступать в соответствие со святой Торой.
Во время вечерней праздничной трапезы принято подавать на стол блюда, символизирующие сладость, благоденствие, благословение, новое начало, и т.д. Такие блюда называют симаним («символы»). Вот некоторые из этих блюд:
Яблоко и мед — символизирует хороший и сладкий год;
Гранат — у граната многочисленные зернышки, символизируя многочисленные добрые дела и заслуги сопровождающие каждого еврея;
Голова рыбы — намекает на просьбу «чтобы мы были головой, а не хвостом».
Многие стараются не есть кушанья, содержащие уксус, а так же кислые (например, маринованные огурцы), горькие и острые блюда.
Узнать больше о празднике